Итальянское барокко
Стиль родился и развивался в Европе на протяжении 200 лет с конца XVI до XVIII века (baroссo в переводе означает необычный, вычурный), распространился во многие Европейские страны, черпая дополнения в национальном колорите. Название стилю дало выражение perola barroca, в переводе с португальского — причудливая жемчужина.
Стиль вырос из периода Позднего Ренессанса (Высокого Возрождения) как противопоставление классицизму с его рациональностью и, следовательно, скукой. Основой служили классические мотивы, но использованные по-новому с целью достигнуть особого, драматического эффекта.
Он был склонен приукрашивать, облагораживать действительность – примером служит Версальский парк, как-будто расчерченный на огромном листе бумаги, в котором все деревья и кустарники были подстрижены строго в форме геометрических фигур, а все расстояния четко выверены.
Франческо Барромини является самым известным архитектором этого стиля. В его церкви Сан-Карло в Риме фасад и центральная часть соединяются попеременно используемыми выпуклыми и вогнутыми поверхностями. Эффект усиливают овальные завитки и S-образный щипец.
Основные черты стиля
- торжественность, стремление к величию;
- обилие декоративных элементов – колонны, пилястры, статуи, кариатиды и т.д.;
- богатая цветовая палитра – от пастельных оттенков до сочетаний контрастных насыщенных тонов – изумрудного и бордо;
- симметрия, которую стиль позаимствовал из классики архитектуры.
Гринвичский госпиталь в Лондоне еще одна иллюстрация монументальных мотивов стиля барокко: ломаные фронтоны, гигантские ордеры пилястров и крупные замковые камни над окнами. Стены отделаны специальной рельефной кладкой с выпуклой поверхностью.
Впервые в архитектуре барокко стали применяться украшения арочного фронтона бюстами, цветочными гирляндами и другим декором.
К новинкам стиля можно отнести строительство зданий с форме скрещивающихся овалов и кругов (арх. Нейман — церковь Фирценхейлиген в Германии). Своды церкви повторяли эти же формы.
Вслед за стилем барокко, в начале XVIII века в Париже зарождается стиль рококо, его основная направленность — декор интерьера: лепнина, узоры из завитков, головки амура и т.д. Самый распространенный мотив — стилизованная раковина (франц. rocaille).
Широкое распространение получают орнаменты из S-образных кривых в сочетании с раковинами, цветами и гирляндами. Такие орнаменты украшали не только окна и двери, но и потолки, стены и другие поверхности.
Нет комментариев