Готика – архитектурный стиль

Готика в архитектуреГо́тика – (от итальянского gotico – варварский) стиль в архитектуре (X-XVI вв.), пришел на смену романскому стилю, используя его достижения и развивая их.

В это время сильно возросло мастерство каменщиков, что позволяло создавать сложные архитектурные формы и огромные размеры строений: нередко в готических соборах могли найти приют все жители города.

Здания в готическом стиле строили, обычно, в больших городах – их нельзя увидеть стоящими отдельно, как, например, замки в романском стиле, они легко узнаваемы по стрельчатым аркам, высоким заостренным башням, большим окнам с витражными изображениями.

Основные характеристики стиля

  • конструкция выглядит легкой, устремленной ввысь, символ — вертикаль;
  • применяются стрельчатые арки, которые опираются на более тонкие стены, по сравнению с романским стилем;
  • для этого стиля характерны нервюрные своды – выстроенные на каркасе из нервюр, перераспределяющим нагрузки по вертикали и позволяющем увеличить проемы окон (по сравнению с романским стилем).
  • внутреннее убранство храмов стало богаче и разнообразнее: скульптура, шпалеры, витражи, которые становятся актуальными, при большом количестве окон в стенах здания.

Столь продолжительный период преобладания этого архитектурного стиля говорит о неизбежности его развития и различиях его конструкций, особенно в ранних и поздних строениях.

Ранняя готика Три периода готики в архитектуре

  1. ранняя готика;
  2. зрелый период (расцвет);
  3. поздняя готика.

Типичные здания ранней (французской) готики имели центральный портал с большими окнами и розеткой над ними. Примером является всем известный Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) на острове Сите в Париже.

Перпендикулярная готикаПоздняя (английская) готика, получившая название перпендикулярной, характерна использованием новой конструкции окна с высокими средниками и горизонтальными фрамугами для создания эффекта панелей в нижней части окна.

Причудливые убранства окон характерны для готической английской архитектуры, которую часто выделяют в самостоятельный декоративный стиль.

Для создания этого стиля применялись центральные опоры, состоящие из множества малых опор, количество ребер сводов увеличивалось, убранство потолка принимало необычный вид.

Витраж в готическом храмеБлиже к периоду расцвета получило развитие витражное искусство. Мастера-стеклоделы научились делать стекла шести основных цветов (желтый, синий, красный, зеленый, пурпуровый или фиолетовый и белый) и по 3 оттенка к каждому из них (например, синий цвет имел оттенки от бирюзового до василькового).

Огромные окна готических соборов украшались витражами на библейские темы, а солнечный свет, проникая через них в храм создавал уникальные световые эффекты. Уровень витражной живописи был очень высок, фигуры прорисовывались не схематично, а очень тщательно, они динамичны, лица разнообразны, мимика красноречива, характер персонажа определяется выражением лица, позой, драпировкой одежды.

 

Нет комментариев

Добавить комментарий:

You must be logged in to post a comment.

Новые
заметки