Готика – архитектурный стиль
Го́тика – (от итальянского gotico – варварский) стиль в архитектуре (X-XVI вв.), пришел на смену романскому стилю, используя его достижения и развивая их.
В это время сильно возросло мастерство каменщиков, что позволяло создавать сложные архитектурные формы и огромные размеры строений: нередко в готических соборах могли найти приют все жители города.
Здания в готическом стиле строили, обычно, в больших городах – их нельзя увидеть стоящими отдельно, как, например, замки в романском стиле, они легко узнаваемы по стрельчатым аркам, высоким заостренным башням, большим окнам с витражными изображениями.
Основные характеристики стиля
- конструкция выглядит легкой, устремленной ввысь, символ — вертикаль;
- применяются стрельчатые арки, которые опираются на более тонкие стены, по сравнению с романским стилем;
- для этого стиля характерны нервюрные своды – выстроенные на каркасе из нервюр, перераспределяющим нагрузки по вертикали и позволяющем увеличить проемы окон (по сравнению с романским стилем).
- внутреннее убранство храмов стало богаче и разнообразнее: скульптура, шпалеры, витражи, которые становятся актуальными, при большом количестве окон в стенах здания.
Столь продолжительный период преобладания этого архитектурного стиля говорит о неизбежности его развития и различиях его конструкций, особенно в ранних и поздних строениях.
Три периода готики в архитектуре
- ранняя готика;
- зрелый период (расцвет);
- поздняя готика.
Типичные здания ранней (французской) готики имели центральный портал с большими окнами и розеткой над ними. Примером является всем известный Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) на острове Сите в Париже.
Поздняя (английская) готика, получившая название перпендикулярной, характерна использованием новой конструкции окна с высокими средниками и горизонтальными фрамугами для создания эффекта панелей в нижней части окна.
Причудливые убранства окон характерны для готической английской архитектуры, которую часто выделяют в самостоятельный декоративный стиль.
Для создания этого стиля применялись центральные опоры, состоящие из множества малых опор, количество ребер сводов увеличивалось, убранство потолка принимало необычный вид.
Ближе к периоду расцвета получило развитие витражное искусство. Мастера-стеклоделы научились делать стекла шести основных цветов (желтый, синий, красный, зеленый, пурпуровый или фиолетовый и белый) и по 3 оттенка к каждому из них (например, синий цвет имел оттенки от бирюзового до василькового).
Огромные окна готических соборов украшались витражами на библейские темы, а солнечный свет, проникая через них в храм создавал уникальные световые эффекты. Уровень витражной живописи был очень высок, фигуры прорисовывались не схематично, а очень тщательно, они динамичны, лица разнообразны, мимика красноречива, характер персонажа определяется выражением лица, позой, драпировкой одежды.
Нет комментариев